19 октября в гости к ребятам 3-х и 4-х классов ГОУ ТО «Алексинская школа» пришла Саблина Ирина Васильевна, научный сотрудник алексинского художественно-краеведческого музея с музейными уроками «Застежки для одежки (история пуговицы)» и «Русский традиционный костюм».  

Ирина Васильевна рассказала ребятам об утилитарной, крохотной и очень важной детали костюма – застежке, первоначально выполняющей практическую функцию и собирала шкуры животных в одежду. Эту роль в древности выполняли деревянные или костяные иглы. Со временем застежка трансформировалась, стала символом статуса и достатка человека. По застежке судили: богат или беден ее обладатель, где служит. Показала, как можно было различать солдат-гренадеров по пряжкам и чиновников прошлых столетий по пуговицам.  По фотографиям пуговиц проследили эволюцию форм и материалов пуговиц, узнали, какая застежка применяется в космосе, а также без чего не могут обойтись ковбои на родео. 

Ребята узнали о более 200 разнообразных застёжек, материалом для которых служили металл, кожа, стекло, ткань и др.  представила различные способы соединения/закрепления отдельных элементов в традиционных костюмах народов России и костюмах Тульской губернии.

Второе занятие было посвящено русскому традиционному костюму. Ребятам рассказали, что национальный костюм каждого народа – это удивительное явление, отражающее особенности культуры народа, его историю. Он помогает лучше понять суть менталитета коренных жителей. Одним из самых интересных и необычных национальных костюмов является русский народный. При одном только упоминании о нем сразу возникает ассоциация: роскошная русская красавица с косой до пояса, в расшитом драгоценными камнями кокошнике, в узорчатом сарафане и юноша с русыми волосами, в рубахе, в лаптях.

Ребята узнали, что рубаху и пояс надевали все: и мужчины, и женщины, и взрослые, и дети. Но остальная одежда отличалась: помимо рубах мужчины и мальчики носили портки (штаны), девушки – сарафаны, а замужние женщины – понёвы и фартуки (запоны, завески). Отличались и головные уборы: если девичья лентка закрывала только лоб, то женские сорока, кокошник и другие покрывали всю голову. Ребята с интересом рассматривали предметы одежды, некоторые из них примеряли на себя, а чтобы запомнить непривычные для современного человека названия, дружно повторяли их. Такое знакомство с одеждой, когда можно не только посмотреть на неё, например, на картинке или фотографии, но и потрогать, надеть на себя, помогает детям легче воспринять информацию, запомнить её на более долгое время.